↑ 

История Великих Лук и окрестностей1 мая и великолукская авиация

«Дерулуфт» — забавное словечко, не правда ли?
А между тем, «Дерулуфт» («DERULUFT» — аббревиатура: «Deutsch Russische Luftverkehrs Gesseleschaft») — это совместное советско-германское акционерное общество, созданное в 1921-м году. Общество кой-каким боком, имеющее отношение к нашей местной истории. Как говорится в одном мультике: Да-Да.



Взгляните, на картинку, найдите Москву и Ригу. Видите, между ними Смоленск? А вот если Смоленск заменить на Великие Луки, то и линия попрямее будет и путь сократится на целых 70 км. Думаете это я такая умная? Не-а. Об этом ещё в 1920-х люди подумали и

в 1926 году было принято решение о строительстве аэродрома в городе Великие Луки. Финансирование работ осуществлялось из двух источников:
— строительство аэродрома, аэровокзала и служебных зданий финансировало русско-германское Общество Воздушных Сообщений ДЕРУЛУФТ;
— строительство дороги г. Великие Луки – деревня Максимово (где осуществлялось строительство) – финансировал Ленинградский военный округ.
Вот как было дело
Под строительство аэродрома из земельных владений Баландинской сельхозкоммуны было выделено 25 десятин сенокосных угодий. Руководство работами осуществлялось силами аппарата Управления местного хозяйства Великолукского исполкома.
В письме инспектору Охраны Труда за подписями секретаря Великолукского уездного исполкома Милохина Александра Федоровича и главного бухгалтера Духович, датированном 8 марта 1927 года, указывается, что строительство аэродрома в г. Великие Луки имеет общегосударственное значение.
Строительные работы велись в течение 1926-1927 годов. В январе 1928 года аэродром был принят комиссией, и днем его открытия можно считать 28 января 1928 года.
Но и в те времена, похоже, нехилые распилы были:
Однако эксплуатация аэродрома требовала дополнительных работ по осушке. Только с 1931 года авиалиния выполняется через Великие Луки.
А затем аэродром и вовсе было решено перенести. В 1931 – 1934 годах здесь же, в районе деревни Максимово, но по правую сторону реки Вскувица, начинается строительство аэропортового комплекса и новой взлетно-посадочной полосы (ВПП). Строятся аэровокзал, склад горюче-смазочных материалов (ГСМ) с механизированной заправкой самолетов топливом, два ангара, гараж, жилые дома, столовая, клуб. Проводится линия электропередачи из города, монтируются радиостанции. Аэродром в Великих Луках строился немецкими специалистами.
А самолётики были такие

(картинка побольше тут)
И знаете, что интересно? А то что с топиком я запоздала ровно на 1 день. Ведь именно вчера, 1 мая, но 85 лет назад (в 1926 году, правда, встречаются данные, что в 1922) была открыта первая в России международная воздушная линия — Москва-Кёнигсберг, которая способствовала строительству аэропорта в нашем городе. А так, Бог весть, когда бы его ещё построили!
Так что, с прошедшим Днем Великолукской Авиации, земляки!

bakugan, спасибо за ссылочку

Комментарии (79)

rss свернуть / развернуть
Занимательно! Спасибо!)
свернуть ветку
Всегда, пожалуйста )))
свернуть ветку
ого, сколько у нас уже материалов про аэропорт. Хорррошо!
свернуть ветку
Самолеты интересные :-)
свернуть ветку
Хочешь на таком покататься?
свернуть ветку
Не отказался бы :-)
свернуть ветку
Хороший рассказ, тем более что про самолетики и авиацию я очень люблю.

А прайсы на перелет не нашла? У меня есть но более ранние


А самолетики на фото — это Юнкерс-52 («Тетушка Ю»), полетели они в уже в 30-х годах, а речь-то вначале идет о конце 20-х годов.
свернуть ветку
Я ж не спец. Тем более рейсы через наш город начались как раз в 1931.
Прайс классный, а мне реклама понравилась

свернуть ветку
А вот и с Великими Луками картиночка


свернуть ветку
И первый самолетик компании Fokker F.IIIs:


свернуть ветку
Так это получается Советско-германское предприятие?
свернуть ветку
Как бэ да ))) Прекратило свою деятельность в 1937.
свернуть ветку
А почему, неизвестно? Хотя бы в качестве официальной причины.
свернуть ветку
Причины политические.В тот момент ухудшились отношения между СССР и Германией. И хоть в 1939 году в августе месяце заключен был пакт всем нам известный, перевозки пассажиров по маршруту Берлин-Кенигсберг-Великие Луки-Москва не возобновились
свернуть ветку
С 1937 года через наш город прошел воздушный мост Москва-Великие Луки-Рига -Стокгольм
свернуть ветку
Да еще самолет Риббентропа чуть не сбили под Великими Луками, когда летел пакт подписывать.
свернуть ветку
Кстати в газете «Великолукское обозрение» за 4 мая 2011 года №17 есть воспоминания об этом инцеденте моего соседа Богданова Юрия Никифоровича под заголовком «Подвиг зенитчиков», если кому интересно могу выложить.
свернуть ветку
Так он и в интернете есть, была где-то ссылка, кажется, в теме про 8 городок.
свернуть ветку
Точно, есть.
свернуть ветку
Вот узнал бы по-соседски про дивизию, да 8 городок по-подробнее )))
свернуть ветку
Ну тогда список вопросов составьте пожалуйста, попробую узнать.
свернуть ветку
Вот, сейчас bakugan-а подключу. Он больше всех в теме. Но вопрос №1 кто же всё-таки стоял в 8 городке. samosval говорит, что нестыковки там у него…
свернуть ветку
Ох. Да ж неудобно. В Той теме я как раз менее всего. Мы так и не пришли к консенсусу по 8 му городку. Зато попутно узнали (от Алины:)) где был 5й.
Извините.
По теме Рибентропа. Мои ощущения, что никакого обстрела и не было. Домыслы… Мало об этом известно почему то.А ведь факт интересный и даже вопиющий. Ход истории мог повернуться в другую сторону. Сталину нужен был пакт и если б это случилось (обстрел) головы полетели бы незамедлительно.(ИМХО)
свернуть ветку
Добрый вечер, alrom!
Прочитал статью Богданова про зенитчиков и Риббентропа — отлично!

А можно ему задать вопросы:
1.ТОчно ли самолёт с Риббентропом приземлялся в Великие Луки?
2. В Луках стояла дивизия или корпус?
3. Военная судьба его дяди Чихачёва?

Если можно телефон Богданова…

СПАСИБО заранее!!!
свернуть ветку
Да политика. А потом: «Летайте самолётами аэрофлота!» )))
свернуть ветку
Интересно :-) Летайте, храните и т.д.
свернуть ветку
И не только )))

свернуть ветку
Это какого года рекламко?
свернуть ветку
Я так понимаю, 1920-е.
свернуть ветку
Спасибо. Почитал :-)
свернуть ветку
Пожалуйста )))
свернуть ветку
Великолучаночка.Спасибо.
Ты из скромности поблагодарила меня за «наводку». А слова признания можно высказать великолукской школьнице (теперь уже видимо бывшей) Семеновой Людмиле за очень приличный реферат на тему истории Великолукского аэропорта.
Кому не лень -скачайте архив zip по ссылке, указанной Великолучанкой в конце топика.
Хочу добавить здесь, что
— Великие Луки в 30е годы можно назвать воротами в СССР. Ибо все пассажиры рейсов в нашем аэропорту проходили паспортный и таможенный контроль. В аэропорту был буфет, можно было отъезжающим за рубеж последний раз покушать на советские деньги. По ночам в то время не летали и когда рейс попадал из-за задержки на темное время суток, пассажиры и экипаж ночевали здесь.
В Москве в то время был один аэропорт. Он назывался «Центральный» и находился на ходынке, а само здание было там где сейчас здание аэровокзала на Ленинградском пр.
Наших (советских) людей летало мало. Преимущественно все иностранцы. Но, к примеру, человек мог взять билет на рейс из Москвы до Великих Лук.
свернуть ветку
За наводку в любом случае спасибо именно тебе, а автору огромнейшее спасибо, и ссылка дана как раз, чтобы с автором и источником познакомились все, кому интересно. Вот, правда, про архив я не уточнила, так что ещё одно тебе спасибо :))).
свернуть ветку
Самые вежливые, галантные и деликатные на сайте-
Velikolu4anka и begemot!!!
Равняемся на них, товарищи.
(сорри, не по теме. Не отвлекаемся, не отвлекаемся от темы...)
свернуть ветку
Ой! Краснеть заставляете!!! :-)
свернуть ветку
Н узачем же так смущать. Здесь все хорошие!
свернуть ветку
А вот наша исследовательница истории аэропорта и не только, оказывается )))
свернуть ветку
Симпатишшшшная!!! :-)))
свернуть ветку
Но-но, ща жене позвоню!!!
свернуть ветку
Потерять меня хочешь? :-) Это ж сразу усё… кирдык. И так как то по шее схлопотал :-) Засмотрелся :-)
свернуть ветку
Ах какая умничка. Студенточка сейчас наверное…
Передавайте привет, пож-та, Людмиле Сергеевне от «юных краеведов»майвлук, кто ее знает.
свернуть ветку
спасибо. не знал об этом.
а вы (все, имеется в виду) засранск, да засранск… воздушные ворота! это звучит!
свернуть ветку
Это кто у нас так говорил, а?
свернуть ветку
не помню)
свернуть ветку
И я забыла ;)
свернуть ветку
Velikolu4anka02 мая 2011, 21:21#↑
0
Н узачем же так смущать. Здесь все хорошие!
ответить

:):):)
свернуть ветку
Ну вот теперь какая закавырка…
Мы узнали что аэродром в Максимово в 30е годы был предназначен для пассажирских авиалиний!
Где порлучается теперь был военный аэродром?
<blockquoteУ Орлова. «Путешествие в прошлое.Великие Луки.»
"… Во второй половине 1930х годов в Веденщине были размещены артиллерийский полк и полк авиации дальнего действия, самолеты которого базировались на великолукском аэродроме… >
Мы это обсуждали здесь www.myvl.ru/blog/local_history/1568.html
Так где служили Гастелло и его товарищи? Вряд ли военный аэродром находился рядом с международными перевозками. Да еще в то беспокойное время.
свернуть ветку
Да, но у той же Людмилы в докладе есть фраза:
Работы проводятся с учетом последующего базирования на аэродроме воинской авиационной части.
стр. 7, 2-й абзац снизу
свернуть ветку
аааа… Может позднее… перед самой войной.
Когда прекратили в Стокгольм через Луки летать-сразу пришли военные.Наверно так
свернуть ветку
Прочла работу Людмилы, так интересно! Кстати, когда я была маленькая и мы с родителями жили в другом городе, то пару раз летали из нашего аэропорта в Москву. Я помню это!!!
свернуть ветку
я из нашего аэропорта летал в черкассы и питер. давно это было
свернуть ветку
Так все же из НАШЕГО аэропорта. Так приятно это слышать(читать) от вас:)
Я из нашего с Вами аэропорта летал в Ленинград в 80е. Цена билета- 15руб и 1,5часа лёту. На поезде в то время- купе 9руб+1руб белье и 12 часов «лёту»
свернуть ветку
плацкарт 7)


свернуть ветку
Какой старенький уж совсем билетик у вас тут. Судя по цене 43р50к-еще до реформы1961 года. К тому же- Ленинградская ж.д и Латвийская ж.д- были уж совсем, наверное, не при нашей жизни.
свернуть ветку
я тоже летал в детстве через наш аэропорт в Мурманск с пересадкой в Ленинграде. было здорово.
свернуть ветку
Спасибо за интересную информацию))
свернуть ветку
Ребятки, ну, какие вы все молодцы!
Потому, что всё вам интересно.
А Великолучанка, просто, восхищает меня, признаюсь ей в особой признательности!
Спасибо!!!
свернуть ветку
Спасибо. Совсем засмущали.
свернуть ветку
В 80-е годы у меня была аэрофлотовская книжечка-брошюрка (родители с работы принесли, они у меня в аэропорту работали) «Аэрофлот от А до Я», долго ее хранила, потом все-таки кто-то умыкнул, так вот в ней и про наш аэропорт было написано, что через него проходила первая международная авиалиния Москва-Берлин, точную дату сейчас не помню, но, кажется, в 1921 году. А в 88-м — 91-м годах цены на билеты были такие: В.Луки-Псков — 9 руб.(полет со взлетом и посадкой 40-45 мин); В.Луки-Москва и В.Луки-Ленинград — 14 руб. (полет чуть дольше, при подлете к Ленинграду красота — в любую погоду купола Исакиевского собора сверкают золотом, непередаваемо), самые дорогие билеты были до Симферополя и Черкасс где-то 36 руб. и 44 руб. Приятно осознавать, что наш город и среди первых, и первый в событиях, связанных с небом: воздушная линия и соревнования тепловых аэростатов (уже несколько лет аж международные соревнования)…
свернуть ветку
Да, спасибо за ссылку на работу, прочитала, интересно, что-то знала, что-то новое, встретила и имена знакомых людей, кто-то и сегодня жив-здоров, увидела знакомые фото (и постройки знакомые, и люди, что-то, кажется, даже в семейном архиве есть).
А девочка — истинный историк :«Будучи в 8 классе я посетила аэропорт … На территории … я увидела, что новые здания соседствуют со старыми постройками, иногда даже довоенного времени, что навело меня на мысль о долгой истории аэропорта.» (стр.3) и
«Во время Великой Отечественной войны аэродром и все аэродромные сооружения были полностью разрушены.» (стр.10)
свернуть ветку
Вот, что значит преподаватель! )))
Может быть, она слово «почти» пропустила )))
свернуть ветку
Да к началу этого века, когда девочка была на экскурсии, там уже и здания из приложения 4 не было, хотя для ее возраста и единственное оставшееся старое здание сегодняшней бухгалтерии аэропорта (деревянное одноэтажное) выглядит довоенной постройкой. Ладно ребенок ошибку допустил, а что читал? научный руководитель? Хотя для историка это вполне нормально: скажет одно и тут же сам себе противоречит; не зря же много полемики именно вокруг учебников истории.
свернуть ветку
Хоть и говорят что «история не терпит сослагательного наклонения», зато местами — это самая фантазийная наука )))
свернуть ветку
  • avatar
  • AXA
  • 19 июля 2012, 22:55
  • #
  • 0
Отличный материал, Великолучанка!
Насладился.
Спасибо и соучастникам.
Сегодня один знакомый рассказывал, что когда зенитки палили из 8 городка, осколки падали с неба на огороды в районе радиозавода…
свернуть ветку
  • avatar
  • AXA
  • 19 июля 2012, 22:56
  • #
  • 0
Отличный материал, Великолучанка!
Насладился.
Спасибо и соучастникам.
Сегодня один знакомый рассказывал, что когда зенитки палили из 8 городка, осколки падали с неба на огороды в районе радиозавода…

свернуть ветку
. Это фото моей бывшей соседки в аэропорту конец 60х. Аэроклуб Великие Луки
свернуть ветку
  • avatar
  • AXA
  • 22 марта 2016, 21:56
  • #
  • 0
И здесь в конце читайте, да и всё:
myvl.ru/blog/local_history/7438.html

У школьников каникулы ПУСКАЙ
бабушек и дедушек расспрашивают

на предмет

1. ОБСТРЕЛА САМОЛЁТА РИББЕНТРОПА
23 августа 1939 над Великими Луками…

2. Приземлялся ли этот самолёт после обстрела в городе…
свернуть ветку
  • avatar
  • AXA
  • 24 марта 2016, 22:02
  • #
  • 0
ШКОЛЬНИКИ и все-все!

РАССПРАШИВАЙТЕ ВЕЛИКОЛУЧАН
возраста 1920-1935 и все-всех…
О пролёте самолёта Риббентропа над
Великими Луками 23 августа 1939

Ориентир:
фамилии свидетелей и участников

этого события:

Иванов Трифон?
Вельтмандер?...

свернуть ветку
В марте 1941 года меня пригласили для беседы в Калининский обком партии, спросили, желаю ли я в должности оперативного работника поработать на строительстве секретного объекта. Я согласился, и меня, предупредив, что никто не должен знать о строительстве, познакомили с главным инженером объекта. Он сказал, что поедем в Великие Луки строить военный аэродром. По прибытии разместились в гостинице, а там нас спрашивают: «Вы тоже приехали строить военный аэродром?» Мы от души возмутились тем, как хранят секреты те, кому их доверяют.

Солнечным днем приехали на аэродром, находившийся в 15 километрах от города. Видим, на летном поле стоят самолеты. После проверки документов прошли на территорию, заглянули в столовую. Обедая, спросил у соседа по столу, почему ни один самолет не летает. А он отвечает: «Летчики у нас есть, а механиков нет. Вернее, механики были, но из числа немцев, а их неделю назад Берлин отозвал домой». И опять нашему возмущению не было предела. А сколько подобных фактов имелось накануне войны!

4 июля 150 немецких «юнкерсов» спокойно бомбили наш «секретный» объект. На следующий день меня вызвали в Великолукский горком партии и предложили идти в партизанский отряд.
www.bogorodsk-noginsk.ru/voyna/pamyaty.html
свернуть ветку
Мой отец, 1914? г.р., непосредственного участия в войне не принимал. Строил какой-то очень секретный военный аэродром под городом Великие Луки. По окончании этого строительства всем его участникам было предложено выбрать другое место жительства, но только обязательно за Уралом. Это опровергает высказывания некоторых наших недобросовестных историков, что Советский Союз не готовился к отражению противника.
Отец выбрал Владивосток. Так моя семья оказалась в Приморье.
www.arsvest.ru/rubr/14/24635
свернуть ветку
3 июля пытались атаковать аэродром, но все налеты были успешно отражены истребителями. В течение дня группами продолжали прибывать МиГ-3. К вечеру в Идрице сосредоточилось 23 истребителя, но пять из них были небоеготовы. В 17.00 поступило распоряжение: перебазироваться
на новый аэродром в Великие Луки.
www.nnre.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2010_01/p1.php
свернуть ветку
Ну так где этот
секретный военный аэродром?

Есть еще одно упоминание
В полосе армии действовала собственная бомбардировочная и истребительная авиация, базировавшаяся на аэродромы под г. Великие Луки и под д. Зимари
О.И. Нуждин БОРЬБА ВОИНОВ 22-Й АРМИИ В ОКРУЖЕНИИ ПОД г. ВЕЛИКИЕ ЛУКИ (22–26 АВГУСТА 1941 г.
elar.urfu.ru/
свернуть ветку
...118-й полк базировался на аэродроме Сидоровщина, а наш рядом на аэродроме Горушка…

… Из Сидоровщины 118-й полк, в котором я уже служил, 18 марта перелетел на аэродром Медведково, находившийся на окраине Великих Лук...
Я воевал у Великих Лук
Виктор Свищев

gm-vicsv.narod.ru/memory/velikie_luki.htm
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения